В последние годы Россия демонстрирует выдающиеся успехи в развитии экспорта продукции АПК, считает руководитель Федерального центра "Агроэкспорт" Минсельхоза России Дмитрий Краснов. Так, Россия занимает первое место по экспорту пшеницы и мороженой рыбы, второе место по экспорту подсолнечного масла, третье - по поставкам ячменя и рапсового масла. Мы входим в число крупнейших поставщиков соевого масла и кукурузы. За 10 лет экспорт мяса вырос в 26 раз, в стоимостном выражении - в 46 раз, составив в прошлом году 1,2 млрд долларов.
"Наша роль в обеспечении глобальной продовольственной безопасности, безусловно, одна из ключевых. Россия обеспечивает около 16% экспорта пшеницы, 25% - подсолнечного масла. Эти цифры показывают наше большое влияние на этих рынках", - отметил эксперт.
В этом году, несмотря на все сложности и ограничения, аграрный экспорт увеличивается практически по всем продуктовым группам. Например, экспорт масложировой продукции вырос с начала года примерно на 30%. Такая динамика говорит о том, что российская продукция востребована на внешних рынках, и одновременно показывает, что изначально была сделана верная ставка на развитие поставок в первую очередь в перспективные страны Азии, Африки, Ближнего Востока.
Меняется и структура экспорта российского продовольствия: за последние три года доля продукции с высокой добавленной стоимостью выросла на 10 п.п. - в 2021 году она уже составляла 40% от общего объема экспорта. То есть мы поставляем на внешние рынки далеко не только сырье. В 2018 году стоимость тонны экспортируемой продукции составляла 323 доллара, в 2021 году на фоне роста цен и изменения структуры экспорта российского продовольствия она уже равнялась 522 долларам, то есть выросла на 62%.
Затрудняют поставки продукции усложнение логистики и финансов. Изменение структуры экспорта приводит к тому, что мы все больше поставляем сложную продукцию. Но чем она сложнее, тем выше конкуренция, больше интеллектуальной составляющей в экспортной деятельности.
Именно за этим создаются различные экспертно-аналитические материалы - например, экспортные гиды, которые более трех лет готовит Федеральный центр "Агроэкспорт". Таких гидов для экспортеров, построенных по принципу "продукт - страна", выпущено уже 87. Они охватывают 33 страны и 32 продукта. В них содержится информация о динамике производства продукта, потребительских предпочтениях, требованиях компетентных органов, вопросах защиты интеллектуальной собственности, логистики, мерах господдержки, конкурентной среде.
"То есть это не просто справочник, а практическое руководство к действию. Международная практика показывает, что особенно в тяжелых условиях знания являются той силой, которая может способствовать преодолению всех этих трудностей", - считает Краснов.
По словам исполнительного директора Ассоциация предприятий кондитерской промышленности "Асконд" Вячеслава Лашманкина, по итогам 2021 года экспорт кондитерских изделий составил почти 1,8 млрд долларов. Наибольший спрос за рубежом наблюдается на шоколадные изделия. Почти 28% всего произведенного шоколада и конфет отправлялась в прошлом году на экспорт. И если в 2018-2019 году активными экспортерами в отрасли являлись всего 20 предприятий, по итогам прошлого года, благодаря мерам поддержки, на экспорт вышли уже 180 компаний. "Компаниям, которые только думают выйти на новый рынок, для принятия решения часто достаточно взять такой гид по рынку и внимательно его изучить без дополнительных затрат", - отмечает эксперт.
Генеральный директор "Союзмолоко" Артем Белов считает, что перспективы мирового молочного рынка огромны: по темпам роста молочная отрасль уступает только рыбе - лишь в Китае рынок молочных продуктов растет примерно на 5-7% в год. Сейчас российская молочная продукция поставляется уже в 63 страны. Поставки в прошлом году превысили 1 млн тонн в молочном эквиваленте. В этом году объем экспорта, скорее всего, сохранится на прошлогоднем уровне - расти "мешает" крепкий рубль. Однако потенциал поставок не снизится. Во многом благодаря материальным и нематериальным мерам поддержки, например, удалось выстроить правильную стратегию выхода российских молочных продуктов на китайский рынок.