01.07.2022 12:53

Тракторы требуют упрощения

Тракторы требуют упрощения

Российские производители сельхоз- и спецтехники ожидают падения числа заказов наполовину, при этом у некоторых заводов хватит комплектующих только на несколько недель работы. На этом фоне «Росспецмаш» предлагает снизить требования регламента к российской технике, поскольку теперь их сложнее выполнять без импортных комплектующих и сырья. Также ассоциация предлагает выделить еще 15 млрд руб. на поддержку спроса.

«Росспецмаш» направил главе департамента промышленности Белого дома Кириллу Лысогорскому предложения по поддержке отрасли спецмашиностроения (письмо от 5 марта есть у “Ъ”). Документ был подготовлен в ответ на запрос о возможных антикризисных мерах поддержки экономики. В пресс-службе правительства “Ъ” подтвердили получение письма, сказав, что оно «будет рассмотрено в установленном порядке». По данным “Ъ”, предложения собираются до 15 марта.

Динамика будущих заказов на предприятиях стремительно падает, говорит заместитель директора ассоциации производителей спецтехники «Росспецмаш» Вячеслав Пронин: по итогам года по спецтехнике падение может достигнуть 35–55%, по прицепам и полуприцепам — до 80%. Клиенты «притормаживают» закупки техники из-за высокой стоимости финансирования.

Для поддержки спроса ассоциация предложила правительству выделить дополнительно 15 млрд руб. на финансирование скидок на сельхоз- и спецтехнику и ее лизинг.

Также предлагается увеличить субсидии для экспорта техники с 11% до 30% от ее стоимости. Господин Пронин пояснил “Ъ”, что экспорт из РФ продолжается, в том числе и в Европу, но логистика выросла в цене, как и риски при перевозке.

У некоторых заводов осталось комплектующих на 1–2 недели, говорит Вячеслав Пронин: все активно занимаются замещением иностранных поставщиков на российских и китайских. «В основном речь идет о гидравлике, которая традиционно закупалась за рубежом, и теперь местный поставщик не может покрыть спрос всего рынка из-за отсутствия мощностей. Также в наиболее мощных отечественных моделях использовались иностранные двигатели, а в российских двигателях были иностранные комплектующие»,— рассказывает он. По его мнению, для замещения поставщиков необходимо временно упростить процедуру сертификации техники, а также частично снизить требования техрегламентов: «Это актуально, например, для автомобильных полуприцепов, где существуют требования по установке систем TEBS-E и ABS, аналоги которых в РФ не производятся, а импорт полностью прекратился, а также автокранов, где есть требования максимальной нагрузки на ось не выше 11 тонн, а при использовании российского металла они могут стать тяжелее. Аналогично с экологическим классом двигателей машин».

Одновременно «Росспецмаш» предлагает выделить 2 млрд руб. на транспортировку импортного оборудования, сырья и компонентов, аналоги которых не производятся и не планируются к производству в РФ в ближайшее время, говорится в письме. А для снижения затрат на закупки запчастей в Китае — зафиксировать курс рубля к юаню на уровне не выше 12 руб. (биржевой курс на 11 марта составлял 18,9 руб.).

Наибольшая зависимость от импорта по комплектующим для дорожно-строительной и коммунальной техники существует по гидравлике, пневматике, микроэлектронике, низколегированным и нержавеющим сталям, говорит представитель ассоциации «Спецавтопром».

Он не согласен с идеей введения упрощенной сертификации и снижения требований ТР ТС, так как это может привести к снижению качества техники и снижению ее производительности, а в итоге — к отказу покупателей от нее. По его словам, «необходимо консолидировать усилия на локализации производства комплектующих в РФ, вводить новые программы господдержки создания или модернизации таких мощностей, субсидирования части затрат на начальном этапе их производства, поскольку цена будет значительно выше импортных аналогов».