— Мы много говорили с представителями вашей отрасли, как китайская сельхозтехника сейчас активно заходит на российский рынок. На ваш взгляд, насколько китайские производители сейчас конкурентоспособны на рынке Юга России? Какой объем рынка они сейчас занимают и могут потенциально занять? Насколько китайская техника подходит для условий работы на Кубани, в Ростовской области, Северном Кавказе в сравнении с той, которую производят в России?
— Давайте разделим ответ на три блока. Китайская техника имеет разные характеристики по тракторам, комбайнам и другому виду техники, включая почвообрабатывающие машины, самоходные опрыскиватели и так далее. Китайцы поставляют тракторы в сегменте до 260 л.с. Надо сказать, что продукты у них достаточно хорошие, не стоит их недооценивать. Они многое сделали для технологического развития собственной промышленности и предприятий, в области инноваций.
Здесь нужно всем озаботиться вопросом, связанным с тем, что в России такие машины вообще не производят. Производят наши белорусские коллеги. И у белорусских коллег, конечно же, достаточно серьезные проблемы, так как они испытывают давление в части конкуренции с китайскими производителями.
В связи с этим возникают задачи подтягивать уровень техники, заниматься вопросами технологического развития предприятий и изменением конструкций состава машин, подтягивать уровень сервиса и товаропроводящей сети. Это задачи, которые промышленники должны сами выполнять вместе с соответствующими ведомствами своих стран. Нужно думать о мерах защиты рынка и его регулировать.
Есть сигналы, что китайская техника на российский рынок заходит гораздо дешевле, чем она продается в Китае. Это говорит о том, что они приняли некую экспортную программу. Такая ситуация уже была в дорожно-строительной технике определенное время назад, когда они субсидировали экспорт теми или иными мерами господдержки, захватывая рынок путем прямого демпинга. Тоже очень важный момент.
Мы имеем серьезного конкурента в виде индустриального мощного Китая, который, с одной стороны, дает хороший технологический уровень, и это нельзя отрицать, а с другой, имеет серьезные госпрограммы поддержки экспорта и демпингует, обваливая цены на свою продукцию на внутреннем рынке. Кратковременно — хорошо. Долгосрочно, стратегически — конечно, это проигрыш.
Нам нужно создавать программы поддержки развития компонентов, потому что машину надо из чего-то собирать, и заниматься мерами защиты внутреннего рынка, безусловно.
— Насколько за последние год-полтора изменилась конкуренция на рынке сельхозтехники между российскими компаниями? Насколько производители сельхозтехники Юга России выдерживают, на ваш взгляд, конкуренцию с коллегами из других регионов и стран?
На Юге России хорошие, сильные предприятия, с хорошими трудовыми коллективами. Очень много компаний сегодня работают в области компонентного производства. Видно, что есть развитие, есть усилия. Есть, конечно, чем еще заниматься всем нам, но поступательное развитие вперед идет, в том числе, на Юге России.
— Как в нынешних условиях будут себя вести аграрии? Какую политику изберут в части обновления техники? Стоит ли ждать так называемый «массовый каннибализм» имеющегося парка, о котором говорят многие эксперты?
— Они будут вести себя осторожно, как любой нормальный человек в условиях большого количества неопределенностей в уравнении и планирования. Мы сегодня видим, что резко растет спрос на запасные части, это говорит о том, что аграрии предпочитают ремонтировать технику, стараются продлить ее жизненный цикл. Пока не прояснится ситуация, поведение будет достаточно осторожным.
Прежде чем давать прогнозы, нужно понять, как будут меняться правила экспорта, сколько мы получим урожая. Люди должны получить внятные сигналы о том, какими будут тенденции в политике, которая бы настраивала внутренние процессы таким образом, чтобы каждая межотраслевая цепочка производства сельхозпродукции и продуктов питания находилась в положительной экономической зоне. Если таких сигналов не будет, то все будут осторожно сидеть и наблюдать, как будет идти процесс.
На Юге очень ярко выражен процесс укрупнения предприятий сельского хозяйства. Я называю этот процесс «монополизацией». Очень много сделок по продажам и покупкам агропредприятий. Это тоже внесет свой вклад в вопросы, связанные с приобретением сельхозтехники.
— В ноябре этого года в Краснодаре пройдет юбилейная Международная сельскохозяйственная выставка «ЮГАГРО». Насколько она важна для вас? По опыту прошлых лет, насколько полезным может быть участие в подобных мероприятиях? Что именно планируете представить на выставке в этом году?
— Площадка, безусловно, важна. Выставочная деятельность является важным моментом в работе любых видов предприятий, в любых системах. Поэтому мы в ней активно участвуем. Будем представлять нашу машину с системой точного земледелия автопилотирования с отечественными решениями. Новые варианты двигателей, новые варианты коробок передач на серию тракторов К-5 и К-7. Активно проведем это мероприятие и не ударим лицом в грязь.