Задачи вилочного погрузчика
Вилочным погрузчиком называется оборудование, с помощью которого осуществляется подъем и перемещение тяжелых грузов. Эта техника — наглядный пример того, как механизация высвобождает ручной труд, ускоряя и упрощая логистику. Выполнение поставленных задач происходит за счет работы подъемного механизма, привод на который идет от двигателя. Конструкция вилочного погрузчика такова, что его двигатель используется в качестве дополнительного противовеса. Данная особенность облегчает управление техникой и позволяет брать грузы выше центра тяжести.
Использование вилочных погрузчиков практикуется почти во всех областях деятельности человека. Наиболее широко они применяются:
- на объектах промышленного производства;
- на крупных логистических узлах (аэропортах, ж/д станциях, таможенных терминалах, портах и т. д.);
- в строительстве;
- на складских терминалах.
Нередко они встречаются в небольших компаниях и гипермаркетах. К примеру, фирма по разбору и утилизации транспортных средств в своей работе никак не обойдется без такой техники, так как приходится ежедневно поднимать и перемещать кузовные детали, коробки передач, силовые агрегаты и иные тяжелые части автомобилей. Вилочный погрузчик является прекрасной альтернативой для ручного труда. С его помощью поднимается такой вес, который не смогут поднять даже несколько людей.
Идея разработки вилочных погрузчиков появилась в 1914 году, когда началась Первая мировая война. Так как большое количество людей попало на фронт, то рабочих рук на складах и на производстве стало не хватать. Конструкторские фирмы Европы и США начали активные работы по проектированию и созданию вилочных погрузчиков.
Результат не заставил себя ждать, и уже в 1920-е годы первые машины начали работать на западных предприятиях. Они оснащались двигателем внутреннего сгорания, а тали имели либо ручной, либо электрический привод. Спустя десятилетие был налажен выпуск электрических погрузчиков, у которых был гидравлический подъемный механизм. В СССР производство такой техники было освоено в 1948 году.
Технические характеристики вилочного погрузчика
Рабочие механизмы погрузчика перемещаются за счет работы гидравлической системы. Благодаря усилию, которое она передает на рабочие элементы, происходит подъем груза, лежащего на вилочной основе и зафиксированного специальным захватывающим устройством. После того как груз будет зафиксирован на направляющих, происходит его перемещение в заданное место при помощи грузоподъемного механизма мачты.
Конструкция погрузчика включает в себя следующие основные элементы:
- основная опорная рама;
- базовый комплект колес;
- захват вилочного типа;
- грузоподъемный механизм с мачтой;
- противовес, располагающийся в коробе на корме;
- кабина водителя;
- силовой агрегат;
- трансмиссионный узел.
Характеристики каждого основного элемента оказывают влияние на вид, класс и общее техническое назначение погрузчика.
Масса и габариты техники
Тип и конструкция механизма напрямую зависят от массы машины. Например, при одинаковой грузоподъемности вес фронтальных и полуповоротных погрузчиков существенно отличается. Различают две весовые характеристики:
- снаряженная масса — это масса самого погрузчика, оснащенного комплектом сменного снаряжения, с полным баком топлива и залитыми техническими маслами и жидкостями;
- полная масса — снаряженная масса техники, к которой добавляется вес оператора и перемещаемого груза.
Важная характеристика вилочного погрузчика при работе в ограниченном пространстве — его габаритные размеры. В сопровождающей документации указываются размеры техники с вилами и без них. Облегчает маневрирование и повышает безопасность работы в сложных условиях фронтальное расположение вил.
Грузоподъемность. Мачта и высота подъема груза
Основными работами, которые выполняются с помощью погрузчика, являются подъем, перемещение и складирование грузов на поддонах или паллетах. При этом масса перемещаемых предметов не должна превышать грузоподъемность, указанную в паспортных данных. Заблаговременный учет основных технических параметров является залогом безопасной и эффективной работы.
Ключевым показателем погрузчиков любого класса считается грузоподъемность. Вилочные погрузчики по этому параметру подразделяются на четыре группы:
- легкие: работают с грузами, вес которых не превышает 2 тонн;
- средние: обеспечивают подъем грузов массой от 2 до 4 тонн;
- тяжелые: перемещают от 4 до 10 тонн;
- большегрузные: предназначены для работы с грузами, масса которых превышает 10 тонн.
Типы двигателей и скорость
Перед тем как выбирать погрузчик, необходимо определить, где будет эксплуатироваться вилочный агрегат: внутри помещений или на открытом воздухе. В зависимости от этого выбирают тип двигателя и характеристики привода. Если технике предстоит работать в закрытых помещениях, то следует выбирать машины, оснащенные электрическим двигателем.
Для работы на улице предпочтительнее техника с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине или дизельном топливе. Дизельные модификации более мощные, обладают большей грузоподъемностью, но более шумные в работе. Основным недостатком вилочных погрузчиков, работающих на бензине, является высокий расход топлива. Существуют гибридные варианты техники, работающей на бензине/дизеле или бензине/газу.
От такой характеристики вилочного погрузчика, как скорость, зависит его производительность. В технической документации указывается собственная скорость ПТО, а также скорость движения вперед и назад при максимально допустимой нагрузке.
Коробка передач и привод
В зависимости от модели вилочного погрузчика существуют следующие виды трансмиссий:
- механическая;
- гидромеханическая;
- гидростатическая.
Для каждой из них характерно наличие достоинств и недостатков. Существует два типа коробки передач погрузчиков:
- реверсивная;
- нереверсивная.
Наибольшее распространение получила реверсивная коробка передач за счет того, что техника имеет технический функционал холостого и заднего хода.
Колесная база
Вилочные погрузчики могут быть трех- или четырехопорными. Их особенности:
- для трехопорных моделей характерна высокая маневренность, которая необходима погрузчикам на электротяге, работающим в ограниченном пространстве;
- четырехопорным агрегатам свойственна хорошая устойчивость, благодаря чему они могут складировать грузы на большую высоту.
Вилочные погрузчики оснащаются либо пневматическими, либо цельнолитыми шинами. Для пневматических характерна хорошая амортизация и улучшенная маневренность техники. Литые модели практически неуязвимы для проколов и иных механических повреждений при перемещении по гравию, металлической стружке или мусору. Соответственно, выбирать шины необходимо в зависимости от характеристик поверхности, по которой будет перемещаться вилочный погрузчик.
Место оператора и безопасность в работе
Оператор современных моделей погрузчиков работает в кабине с улучшенной шумоизоляцией и оснащенной сиденьем повышенной комфортности с регулировкой по высоте. Для снижения риска травматизма в случае падения груза кабина имеет укрепленную крышу и боковые стойки, а также решетку с вилочной стороны. Обязательно наличие ремня безопасности, который убережет оператора в случае резкого торможения или опрокидывания погрузчика. Кабина закрытого типа должна быть оборудована системой зимнего обогрева.
В обязанности оператора погрузчика входят:
- соблюдение техники безопасности, постоянное нахождение внутри кабины в процессе работы вилочного механизма;
- знание грузоподъемности и основных характеристик своей техники;
- внимательное отслеживание ситуации на рабочей площадке.
Технический осмотр вилочного погрузчика перед началом работы и соблюдение техники безопасности являются залогом эффективной работы с нулевым уровнем травматизма.
Дополнительное оборудование вилочного погрузчика
В комплект поставки подавляющего большинства вилочных погрузчиков входят стальные вилы, длина которых составляет 1150 мм. Это обусловлено тем, что такая конструкция наиболее оптимальна для работы со стандартными поддонами размером 1200 х 1000 мм и 1200 х 800мм. Но существуют и другие размеры вил.