Добросовестные аграрии уделяют значительное время тому, чтобы комбайн находился в идеальном рабочем состоянии, но что делать с шинами? Они часто являются забытым компонентом, а между тем полный бункер зерна на современных комбайнах может увеличить нагрузку до 8 тонн, что приводит к дополнительной нагрузке на шины и увеличению уплотнения почвы. Поэтому для обеспечения оптимальной производительности во время уборки урожая подготовка сельскохозяйственных шин не менее важна, чем подготовка оборудования.
Подготовка к уборке урожая начинается с обеспечения правильного выбора шин для работы. То, что может быть отличным вариантом для влажной почвы, может не подойти для сухой, и наоборот. Поэтому при выборе шин для комбайнов следует обращать внимание прежде всего на рисунок протектора и на то, какие шины вы хотите использовать — сдвоенные или одиночные, а возможно вам понадобятся гусеницы. Все решения должны основываться на том, где вы будете работать — на влажной или сухой почве, какой в вашем хозяйстве агрофон.
Выбор рисунка протектора
Шины для комбайнов выпускаются с различными рисунками протектора - от R-1 до R-3, каждый из которых предназначен для определенных условий эксплуатации. Например, на протяжении десятилетий в США стандартной сельскохозяйственной шиной общего назначения была R-1, но в последнее время все большее распространение получает R-1W (иногда называемая европейской R-1).
Хотя в отрасли ведется много споров о том, какая конструкция лучше в целом, на самом деле все сводится к тому, как и где фермер планирует ее использовать. Модель R-1W имеет точно такую же конструкцию, но ее канавки примерно на 22% глубже, чем у R-1, что дает ей несколько лучшее сцепление с влажной почвой. Если использовать R-1 на очень влажных почвах, то пустоты рисунка шины могут забиться, в результате чего шина не будет проникать в твердую почву под грязью.
Однако если вы часто эксплуатируете комбайн на дорогах или на очень сухой почве, шина R-1 обеспечит более плавный ход за счет мелких выступов. Таким образом, все зависит от предпочтений и почвенных условий, но в конечном итоге и R-1, и R-1W — это хорошие универсальные шины.
Для тех фермеров, которые работают преимущественно в очень влажных условиях, предназначены шины R-2 с самыми глубокими канавками и большим отношением пустот к канавкам, что обеспечивает превосходное сцепление. Шины R-2 рекомендованы тем, кто работает в условиях сильной грязи, например, на рисовых полях. Однако если вы работаете в таких условиях лишь иногда, все же лучше выбрать шины R-1 или R-1W, поскольку они обеспечивают более плавный ход в сухих условиях.
Наконец, шины R-3 имеют высокое соотношение канавок к пустотам и так называемый «пуговичный» рисунок протектора, который отличается гибкостью и минимальным воздействием на грунт. Рекомендуется использовать шины R-3 в тех случаях, когда фермер опасается, что шины будут разрывать почву. Например, тележки с зерном, перевозящие тяжелые грузы, могут вызывать значительное уплотнение почвы, но высокое соотношение между канавками и пустотами и гибкий «пуговичный» рисунок протектора шин R-3 сводят к минимуму это уплотнение и обеспечивают длительный и равномерный износ протектора.
Спарка или одиночка?
Комбайны и зерновозы могут быть оснащены как сдвоенными, так и одиночными системами. У каждой из этих систем есть свои плюсы и минусы, но, опять же, лучший выбор зависит от того, на какой почве работает фермер - влажной или сухой.
Двойные шины могут работать в междурядьях, что позволяет избежать повреждения шин стерней, но они не идеальны для влажных почв. В некоторых случаях между двойными шинами может скапливаться грязь, что может привести к потере сцепления с почвой. С другой стороны, большая площадь опоры одиночных шин распределяет давление на почву на большую площадь и помогает уменьшить уплотнение на влажных почвах. Недостатком является то, что шина слишком широка для работы в междурядьях и может стать более восприимчивой к повреждению стерни.
Полугусеничное шасси
Это не только дань моде, прежде всего это снижение оказываемого давления на почву плюс хорошая устойчивость для большого и тяжелого комбайна. Перенос тягового усилия на почву возможен лишь в случае «зацепления» грунтозацепами колеса или гусеницами этой самой почвы. При этом пробуксовка, то есть относительное смещение грунтозацепов по почве, становится неизбежным. С другой стороны, абсолютно всем практикам понятно, что такое относительное движение не должно быть слишком интенсивным, поскольку в этом случае страдает процесс передачи тягового усилия на почву, а энергия, производимая двигателем, тратится впустую.
Враг из земли
Повреждение шин стерней вызывает все большую озабоченность у фермеров, поскольку современные сорта кукурузы производят гораздо более прочный стебель.
Проезд между рядами - самый простой способ избежать повреждения стерни, но это не всегда возможно, и в этом случае можно добавить к комбайну дополнительные приспособления. При относительно небольших затратах фермер может установить навесное оборудование, которое может увеличить срок службы шины на несколько лет за счет уменьшения повреждений от стерни, прижимая ее к земле перед шиной. Хотя эти приспособления во многих случаях могут увеличить срок службы шин, но для долговечности шин нет ничего важнее поддержания правильного давления.
Расчет правильного давления
Распространенным заблуждением является то, что давление в шинах должно соответствовать давлению, указанному на боковой поверхности шины, в то время как на самом деле правильное давление может сильно варьироваться в зависимости от нагрузки.
Если вы выбрали шины, подходящие для конкретного применения, то лучшее, что вы можете сделать для обеспечения оптимальной производительности и срока службы, — это поддерживать в них правильное давление. Поэтому перед уборкой урожая рекомендуется проверить давление во всех шинах и отрегулировать его в соответствии с рекомендациями производителей в зависимости от нагрузки, которую вы будете перевозить.
Конечно, грузы не всегда одинаковы: влажное зерно весит больше, чем сухое, а надставки для бункеров могут добавляться или убираться от одного дня к другому. Хотя идеальным вариантом было бы регулировать давление при каждом изменении нагрузки, большинство фермеров согласятся с тем, что у них нет времени на ежедневную регулировку давления, поэтому рекомендуется накачивать шины по наихудшему сценарию.
Что в итоге?
Производительность работы в период уборки урожая имеет решающее значение для урожайности, а шины могут существенно повлиять на производительность в поле.
Чтобы обеспечить оптимальную производительность, фермерам необходимо выбрать подходящую шину для работы и поддерживать правильное давление в шинах. На эти решения влияют два фактора: состояние почвы и нагрузка, которые могут отличаться у разных фермеров.