25.01.2024 10:48

Как трансформировался молочный агроэкспорт России в 2023 году

Как трансформировался молочный агроэкспорт России в 2023 году

На Первом форуме лидеров молочной индустрии, который прошел 23 января в Москве, состоялась пленарная дискуссия под названием «Россия на молочной карте мира 2030».

Участники форума обсудили актуальные тенденции на мировом рынке молочной продукции, приоритеты в развитии экспорта из России и факторы, влияющие на конкурентоспособность отечественных компаний. С аналитикой молочного агроэкспорта России выступил руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» - Дмитрий Краснов.

Дмитрий Краснов отметил, что с 2023 года российский экспорт молочной продукции начал проходить через период трансформации. Ранее основной рост молочного экспорта достигался благодаря поставкам готовых продуктов в страны ближнего зарубежья, но теперь ключевую роль играет экспорт сухих молочных продуктов, включая дальние рынки. 

За прошедший год объем поставок сухого молока из России увеличился практически в 6 раз, до 20 тысяч тонн, а молочной сыворотки - в 2 раза, до 24 тысяч тонн. В целом физический объем экспорта молочной продукции, пересчитанный в молочный эквивалент, вырос примерно на 20% по сравнению с 2022 годом.

Артем Белов, модератор пленарной дискуссии и генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко»), поделился своим видением потенциала развития экспорта молочной продукции на зарубежные рынки. Он отметил, что молочный сегмент является одним из наиболее перспективных рынков для экспорта. 

Прогнозы показывают, что мировая торговля молочной продукцией займет первое место среди остальных отраслей в прогнозируемом приросте – около 24% к 2030 году по сравнению с 2020-2021 годами. Ожидается, что потребление молочной продукции увеличится на 180 миллионов тонн. Таким образом, мировой рынок имеет огромный потенциал. 

Артем Белов также указал, что наиболее перспективными рынками, на которых будет расти спрос на молочную продукцию, являются дружественные России регионы, такие как Юго-Восточная Азия, Ближний Восток, Северная Африка и в целом Африка. Он отметил, что помимо роста мирового спроса, факторами, способствующими развитию экспорта российской молочной продукции, являются приближение к самообеспеченности на внутреннем рынке, большой потенциал для увеличения производства, выгодное географическое положение и государственная поддержка экспортоориентированных проектов.

Одна из компаний, успешно развивающих экспорт, «ЭкоНива». В 2023 году группа доставила 2,25 тыс. тонн молочной продукции в страны бывшего Советского Союза.