По данным Ассоциации «Росспецмаш» за первые 10 месяцев 2024 года продажи российской ДСТ снизились на 5,5% год к году (до 61,1 млрд руб), производство уменьшилось на 11% (до 63,8 млрд руб.), а импорт — на 7,9% (до 340,2 млрд руб.)
В ассоциации «Росспецмаш», объединяющей статистику заводов, выпускающих 80% от всей российской ДСТ), заявляют о том, что запасы техники на складах предприятий и дилеров увеличиваются, а спрос — падает. По итогам года рынок может упасть на 7–10%.
Самое значительное сокращение отгрузок в натуральном выражении, по данным «Росспецмаша», зафиксировано в сегменте экскаваторов — на 44,9%. Поставки кранов и автогрейдеров снизились на 29,9% и 25,6% соответственно. Отгрузки кранов-трубоукладчиков и бульдозеров увеличились на 1,9%, погрузчиков — на 37,6%.
Главной причиной снижения спроса в ассоциации считают высокую ключевую ставку, из-за которой предприятия и покупатели техники приостанавливают или откладывают инвестпрограммы. Сокращение продаж также связано с действующими правилами оплаты работ на государственных строительных проектах, согласно которым застройщики получат деньги за выполненные в этом году работы фактически только в следующем.
На ситуацию в отрасли негативно влияет агрессивный импорт. «Очень остро ситуация складывается в таких сегментах, как экскаваторы, фронтальные погрузчики, где доля иностранных машин превышает 90%. Доминирующее положение по этим позициям занимает продукция китайских компаний», — отмечают в «Росспецмаше».
В число главных проблем 2025 года также войдут сформированный у дилеров запас импортной техники на полтора-два года, а также кризисная ситуация в угледобывающей отрасли.