Китай и гибридные тракторы: об истории технологии и компетенциях по производству такой техники
Исторически мы уже привыкли к тому, что весь мир в части сельхозмашиностроения всегда смотрел на США и Европу, в том числе и китайские заводы следили за глобальными игроками и их трендами, повторяли конструкции, адаптировали модели и совершенствовали технику. Однако почему-то тема с гибридными тракторами активно лоббируется именно Поднебесной. На Ваш взгляд, почему именно Китай стал «амбассадором» в этом вопросе? Почему он первым стал предлагать такие решения на рынок именно массово? И откуда у Китая в целом такие компетенции?
Ангелина Горшкова. Действительно, на данный момент именно китайские бренды массово стали разрабатывать и предлагать гибридные приводы на тракторах, хотя данная технология и не новая. Такое высокотехнологичное решение — это прорыв в сельскохозяйственном машиностроении, такая технология обладает большей надежностью и меньшим расходом топлива, а также меньшими потерями мощности от двигателя до крюка. Компетенции в разработке таких инновационных трансмиссий в Китае растут из года в год. В первую очередь, это связано с постоянным развитием в сфере машиностроения, а также молодыми энергичными продвинутыми инженерами, ну и, конечно же, с амбициями выхода на новые рынки.
Рушан Айнетдинов. На самом деле, если немножко разобраться в истории вопроса, то утверждение в заданном вопросе не совсем корректное. Действительно Китай сейчас занимает лидирующую позицию с точки зрения гибридного привода, и не только в тракторостроении, но и в автомобилестроении. Пионерами, на самом деле, в ранних разработках этих технологий точно так же и явились производители из США и Европы. То есть изначально тема гибридного привода всегда «летала в воздухе» как для смежных индустрий, так и для сельхозтехники, поскольку у гибридного привода есть ряд неоспоримых преимуществ. Это более высокая надежность, простота самой конструкции, более высокий КПД электромоторов. Появились также технологии, которые позволяют аккумулировать энергию, то есть появились литий-ионные современные батареи с большим количеством циклов заряда-разряда.
И, собственно, Китай за счет того, как устроена их производственная схема, быстро адаптирует технологии и дополняет, и развивает их. На самом деле, то же можно сказать и про автомобильную промышленность. Ведь первые электромобили, мы с вами знаем, появились еще на заре автомобилестроения, но вот первым коммерчески успешным автомобилем можно считать модели американского производства компании Tesla. Тем не менее, сегодня именно Китай — лидер по производству электро- и гибридных автомобилей во всем мире. То же самое происходит с гибридным приводом в сельхозтехнике.
Андрей Николаев. По моему мнению, Китай стал лидером в лоббировании гибридных тракторов и инноваций в сельхозмашиностроении благодаря следующим факторам:
-
технологическое лидерство: активные инвестиции в технологии и адаптация опыта из электромобилей ускорили развитие гибридной сельхозтехники;
-
государственная поддержка: значительная помощь от государства способствовала ускорению исследований и разработок, в отличие от западных стран;
-
развитие рынка: рост населения и изменение структуры сельского хозяйства вынудили повысить производительность с помощью гибридной техники;
-
производственные инновации: эффективная промышленная база позволяет Китаю предлагать доступные гибридные решения по более низким ценам;
-
экологические цели: стремление к снижению выбросов углерода стимулировало развитие экологичных технологий.
Как в целом зародилась гибридная технология, откуда появились гибридные тракторы, почему их решили выпускать? Как хронология событий выглядела на Ваш взгляд — от идеи до появления первой подобной сельхозмашины?
Ангелина Горшкова. Данная технология в России появилась ещё в 2007 году на заводе ЧТЗ. Там был спроектирован и выпущен бульдозер ДЭТ 400. В Китае данная технология широко используется в строительном направлении, в особенности на фронтальных погрузчиках. Компания Ensign использует гибридную технологию с электро-механической трансмиссией на своих фронтальных погрузчиках достаточно долгое время. Они работают в диапазоне температур от +40 до -40С. Поэтому компания Ensign и решила использовать данную технологию при разработке тракторов на 350 л.с.
Рушан Айнетдинов. Гибридный привод решает целый ряд задач. Тракторы с бесступенчатой трансмиссией присутствуют в продуктовом портфеле многих производителей. Исторически все производители стремились выпустить трактор с широким диапазоном рабочих скоростей, который можно эксплуатировать по логике управления тягой, «сродни управлению легковым автомобилем», поэтому у различных производителей появлялись трансмиссии типа IVT, CVT, то есть бесступенчатая трансмиссия. Но проблема этих трансмиссий в том, что, во-первых, они, как правило, использовали гидрообъемный тип привода, то есть это гидростатическая трансмиссия, а у неё ниже коэффициент полезного действия. И устройство этой трансмиссии было довольно сложным, элементы дорогостоящие и, соответственно, были проблемы по надежности.
Появление и развитие в последние годы технологий электрического привода, развитие, прежде всего, электромоторов, конденсаторов, суперконденсаторов, накопителей энергии, батарей, инверторов, позволило этот дорогостоящий гидромеханический модуль из этой трансмиссии доминировать более простым с технической точки, более надежным и более эффективным электроприводом. И, собственно, исходя из этого и зародилась эта тенденция на гибридный привод. Можно сказать, что изначально, в общем-то, эта идея была на повестке дня всех производителей, не только китайских.
Андрей Николаев. Гибридные тракторы стали результатом долгого развития технологий для повышения эффективности и экономии. Вот краткий обзор:
-
история: идеи многотопливных систем восходят к концу 19 века, с корнями в автомобильной индустрии для повышения топливной эффективности;
-
автомобили: 20 век ознаменовался прорывом в гибридных автомобилях, например, Toyota Prius в 1990-х, продемонстрировавшим надежность технологий;
-
экология: В 21 веке ужесточение экологических норм ускорило развитие гибридных и чистых технологий, что открыло путь их применению в сельском хозяйстве;
-
сельское хозяйство: усилия по автоматизации и повышению эффективности в агросекторе привели к созданию гибридных тракторов, комбинирующих энергосбережение и производительность;
-
экспериментальные модели: в начале 21 века появились первые гибридные тракторы, заимствовавшие автомобильные технологии для снижения топливных затрат и экологического воздействия.
В последние годы гибридные тракторы активно внедряются благодаря экономическим и экологическим преимуществам, включая уменьшение расхода топлива и выбросов. Таким образом, гибридные тракторы интегрируют достижения в энергетических технологиях, экологические требования и потребности в оптимизации сельскохозяйственного производства.