04.11.2024 18:37

Что лучше для сельского хозяйства: дизельное топливо или бензин

Что лучше для сельского хозяйства: дизельное топливо или бензин

Солярка и бензин – два самых распространенных видов топлива в сельском хозяйстве. Их используют для сельхозтехники и генераторных станций на фермах. У каждого из них для фермы есть плюсы и минусы

Бензин и дизельное топливо – это продукты переработки нефти. Солярка – топливо, которое получают из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. Бензин – смесь горючих углеводородов, производное бензоидной кислоты. 

 

Оба вида топлива используются в двигателях внутреннего сгорания, но для них нужны разные типы двигателей. Все дело в принципах работы. Так, в дизельном двигателе воздух сжимается под давлением 30–50 бар, температура воздуха повышается до 900˚С. В этот момент в камере сгорания распыляется дизельное топливо, его капли испаряются. Эта топливовоздушная смесь воспламеняется в условиях высокой температуры воздуха и сгорает.

 

В бензиновом двигателе тоже формируется топливовоздушная смесь. Разница в том, что это происходит во впускном коллекторе. В результате сжатия пары паров бензина и воздуха перемешиваются, а температура смеси растет до 500˚С. Свечи зажигания дают искру, и смесь загорается.

 

 

Сгорание смеси в дизельном моторе более эффективно: КПД дизельного мотора на 40% выше, а расход топлива на 20% меньше. Посмотрим, какие еще плюсы и минусы есть у двигателей для разных видов топлива.

 

Преимущества дизельных двигателей:

 

  • экономичность
  • отсутствие системы зажигания
  • высокий крутящий момент
  • долговечность
  • при охлаждении и выхлопе происходит меньше потерь тепла
  • более высокая эффективность (дизельный двигатель использует больше мощности с литра топлива и с килограмма собственного веса, чем бензиновый)

 

Преимущества бензиновых двигателей:

 

  • низкий уровень шума
  • возможность работать на высоких оборотах без последствий для мотора
  • более дешевое обслуживание
  • способность хорошо переносить низкие температуры

 

Недостатки дизельных двигателей:

 

  • большая масса
  • чувствительность к некачественному топливу
  • низкая морозоустойчивость
  • более дорогое обслуживание

 

Недостатки бензиновых двигателей:

 

  • больший расход топлива
  • меньшая долговечность
  • достижение максимальной мощности в небольшом диапазоне оборотов

 

В сельском хозяйстве распространены преимущественно дизельные двигатели, на солярке работает абсолютное большинство сельхозтехники и генераторов-электростанций. Причина в более высокой эффективности: под дизель строят моторы для мощной техники, включая сельскохозяйственные машины.

 

 

Также аграрии ценят дизельные двигатели за экономичность. С турбиной расход дизельного мотора мощностью 150 л.с. может составлять 4–5 литров на 100 км. Это абсолютно минимальный показатель: расход зависит от типа и марки сельхозмашины, ее производственных задач, типа почвы, рельефа местности, наличия препятствий, конфигурации поля и других факторов. Но, для сравнения, современный бензиновый мотор мощностью 150 л.с. потребляет 7–8 литров топлива на 100 км пробега. 

 

В этой цифре не учитывается выполнение силовых задач, которые в сельском хозяйстве гораздо важнее показателей пробега по ровной трассе.

 

Дизельное топливо чаще используется в генераторах электрической энергии. Оно более эффективное, значит, затраты на заправку мини-электростанции ниже.

 

Прогресс не стоит на месте. Возможно, в будущем конкуренцию солярке составит биодизель или газомоторное топливо. Так, Минсельхоз РФ и «Газпром» планируют разработать программу перевода сельхозтранспорта и зерносушильного оборудования на природный газ.

 

Производители сельхозтехники уже выпустили образцы тракторов и комбайнов на этом виде топлива. Всего в АПК на газе работает около 15 тыс. автомобилей, и по данным Минсельхоза, эксплуатационные расходы у них на 20% ниже, чем у дизельных аналогов. По оценке Россельхозбанка, переход на газомоторное топливо позволит сократить расходы отечественных сельхозпроизводителей на топливо на 100 млрд рублей в год.