Солярка и бензин – два самых распространенных видов топлива в сельском хозяйстве. Их используют для сельхозтехники и генераторных станций на фермах. У каждого из них для фермы есть плюсы и минусы
Бензин и дизельное топливо – это продукты переработки нефти. Солярка – топливо, которое получают из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. Бензин – смесь горючих углеводородов, производное бензоидной кислоты.
Оба вида топлива используются в двигателях внутреннего сгорания, но для них нужны разные типы двигателей. Все дело в принципах работы. Так, в дизельном двигателе воздух сжимается под давлением 30–50 бар, температура воздуха повышается до 900˚С. В этот момент в камере сгорания распыляется дизельное топливо, его капли испаряются. Эта топливовоздушная смесь воспламеняется в условиях высокой температуры воздуха и сгорает.
В бензиновом двигателе тоже формируется топливовоздушная смесь. Разница в том, что это происходит во впускном коллекторе. В результате сжатия пары паров бензина и воздуха перемешиваются, а температура смеси растет до 500˚С. Свечи зажигания дают искру, и смесь загорается.
Сгорание смеси в дизельном моторе более эффективно: КПД дизельного мотора на 40% выше, а расход топлива на 20% меньше. Посмотрим, какие еще плюсы и минусы есть у двигателей для разных видов топлива.
Преимущества дизельных двигателей:
- экономичность
- отсутствие системы зажигания
- высокий крутящий момент
- долговечность
- при охлаждении и выхлопе происходит меньше потерь тепла
- более высокая эффективность (дизельный двигатель использует больше мощности с литра топлива и с килограмма собственного веса, чем бензиновый)
Преимущества бензиновых двигателей:
- низкий уровень шума
- возможность работать на высоких оборотах без последствий для мотора
- более дешевое обслуживание
- способность хорошо переносить низкие температуры
Недостатки дизельных двигателей:
- большая масса
- чувствительность к некачественному топливу
- низкая морозоустойчивость
- более дорогое обслуживание
Недостатки бензиновых двигателей:
- больший расход топлива
- меньшая долговечность
- достижение максимальной мощности в небольшом диапазоне оборотов
В сельском хозяйстве распространены преимущественно дизельные двигатели, на солярке работает абсолютное большинство сельхозтехники и генераторов-электростанций. Причина в более высокой эффективности: под дизель строят моторы для мощной техники, включая сельскохозяйственные машины.
Также аграрии ценят дизельные двигатели за экономичность. С турбиной расход дизельного мотора мощностью 150 л.с. может составлять 4–5 литров на 100 км. Это абсолютно минимальный показатель: расход зависит от типа и марки сельхозмашины, ее производственных задач, типа почвы, рельефа местности, наличия препятствий, конфигурации поля и других факторов. Но, для сравнения, современный бензиновый мотор мощностью 150 л.с. потребляет 7–8 литров топлива на 100 км пробега.
В этой цифре не учитывается выполнение силовых задач, которые в сельском хозяйстве гораздо важнее показателей пробега по ровной трассе.
Дизельное топливо чаще используется в генераторах электрической энергии. Оно более эффективное, значит, затраты на заправку мини-электростанции ниже.
Прогресс не стоит на месте. Возможно, в будущем конкуренцию солярке составит биодизель или газомоторное топливо. Так, Минсельхоз РФ и «Газпром» планируют разработать программу перевода сельхозтранспорта и зерносушильного оборудования на природный газ.
Производители сельхозтехники уже выпустили образцы тракторов и комбайнов на этом виде топлива. Всего в АПК на газе работает около 15 тыс. автомобилей, и по данным Минсельхоза, эксплуатационные расходы у них на 20% ниже, чем у дизельных аналогов. По оценке Россельхозбанка, переход на газомоторное топливо позволит сократить расходы отечественных сельхозпроизводителей на топливо на 100 млрд рублей в год.