30.10.2024 17:40

В России нет дефицита предложения сельхозтехники, есть дефицит спроса на неё

Для нормальной работы агропромышленного комплекса ему необходимо иметь в своем распоряжении парк тракторов в объеме 494,3 тыс. единиц, комбайнов – 176,5 тыс. Однако в наличии у аграриев тракторов меньше на 65 тыс., а комбайнов на 34 тыс. штук. При этом дефицита предложения сельхозмашин на российском рынке не наблюдается, наоборот, склады дилеров затоварены. Об этом пишет «Монокль».

 

Безусловно, нехватка необходимой техники снижает эффективность сельского хозяйства страны, напрямую влияет на объем производства. Вместе с тем, как известно, согласно поручению президента, к 2030 году агропромышленный комплекс должен нарастить выпуск продукции на четверть.

Представитель ассоциации «Росспецмаш», которая объединяет в том числе и производителей сельскохозяйственной техники, на соответствующий запрос «Монокля», отметил, что на российском рынке сегодня нет дефицита предложения сельхозмашин. Более того, склады дилеров, наоборот, затоварены. Причина – снижающийся спрос.

Все дело в том, считают в ассоциации, что текущий уровень доходности аграриев не позволяет им своевременно обновлять парк техники.

«Российские производители сельхозтехники выпускают продукцию в большинстве ключевых сегментов и осваивают новые узкие сегменты. Мощности отечественных предприятий недозагружены. При соответствующем платежеспособном спросе сельхозмашиностроители будут только рады существенно нарастить выпуск продукции, для этого у них имеется необходимый ресурс и компетенции», – утверждают в «Росспецмаше».

Ситуацию ухудшают ставки по коммерческим кредитам

Одним из важных механизмов господдержки аграриев и производителей с/х-техники является Программа 1432, которая позволяет приобретать отечественную сельхозтехнику со скидками. Этот механизм можно комбинировать с другими мерами господдержки, такими как льготное кредитование и льготный лизинг. В результате снижается финансовая нагрузка на потребителя.

В ассоциации «Росспецмаш» считают, что на реализацию этой Программы необходимо выделять не менее 20 млрд руб. в год, что соответствует 10% от объема отгрузок российской сельхозтехники на внутренний рынок. И эти средства должны распределяться на всю российскую сельхозтехнику, исходя из имеющегося на неё спроса.

А как обстоят дела сейчас? В 2024 году на финансирование по «Программе 1432» было выделено только 8 млрд рублей.

Впрочем, в начале октября министр промышленности Антон Алиханов сообщил, что на программу будет выделено дополнительно 2,2 млрд рублей «за счет средств экономии, которые мы изыскали в бюджете Минпромторга». В ведомстве считают, что эта мера позволит аграриям купить на льготных условиях около 2,7 тыс. единиц техники.

В министерстве также отметили спад в производстве и продажах сельскохозяйственной техники. Причиной которого, помимо снижения доходов аграриев из-за снижения цен на их продукцию в связи с высоким урожаем, здесь считают и подорожавшие кредиты.

В свою очередь, президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин обращает внимание на низкий уровень защиты отечественного рынка от иностранных производителей: по правилам ВТО, Россия не может установить ставку ввозных таможенных пошлин на те же комбайны выше 5%. Такой пошлины недостаточно, считает он и предлагает с целью защиты нашего внутреннего рынка увеличить утилизационный сбор на самоходную сельхозтехнику.

Как известно, российским производителям, например, автомобилей, имеющим определенный уровень локализации, утилизационный сбор компенсируется государством, что ставит их в более выгодное положение относительно иностранных производителей.

Последние, по данным Константина Бабкина, имеют неоспоримые преимущества. Так, например, НДС в России составляет 20%, а Китае – 13%, а в Канаде аналогичный налог – 5%. Стоимость электроэнергии для предприятия в Ростовской области – 8,49 рублей за 1 кВт.ч, в Китае в пересчете на рубли по курсу и без учета субсидирования – 6,64 рубля за 1 кВт.ч, а в Турции и вовсе – 4,55 рубля за 1 кВт.ч.

К этому нужно присовокупить более высокую стоимость металла для российских машиностроителей не только по сравнению с Китаем, но и даже со странами ЕС, которые лишились энергоносителей из России и вынуждены плавить и прокатывать металл, используя более дорогую энергию. И вишенка на этом «торте» – процентные ставки по кредитам, которые для китайских и канадских производителей на порядок меньше, нежели для российских: 3% и 4% соответственно.

Так что без, как минимум, выравнивания условий ведения бизнеса для российских производителей с иностранными, не обойтись, отмечает автор заметки.