Общий объем выпуска сельскохозяйственной техники в России в январе – апреле 2024 г. в денежном выражении, по данным Минпромторга, увеличился на 9,9% к показателю аналогичного периода прошлого года до 94,5 млрд руб., сообщил «Ведомости. Промышленности и инфраструктуре» представитель министерства. Отечественные производители стремятся заместить выпавшие из-за санкций поставки импортной техники, но полностью решить эту задачу пока не удалось.
По данным Минпромторга, сильнее всего в январе – апреле выросли отгрузки на российский рынок следующих видов техники: жатки (машины для скашивания сельхозкультур; +28,9% к аналогичному периоду прошлого года), сельскохозяйственные тракторы (+10,6%), пресс-подборщики (+4,7%), зерноуборочные комбайны (+3,4%).
Отечественные производители сельхозтехники адаптировались к новым вызовам, пояснил динамику выпуска представитель Минпромторга. Они обеспечивают «ритмичное производство» востребованных у российских аграриев видов техники, расширяют модельный ряд и углубляют локализацию продукции, уточнил собеседник.
Отечественные аграрии в 2022 г. столкнулись с необходимостью импортозамещения западной сельхозтехники из-за антироссийских санкций ряда зарубежных стран, в том числе США и государств Евросоюза (ЕС). США, страны
ЕС (Германия, Италия, Франция) и Япония ранее были крупными поставщиками сельхозтехники на российский рынок. По оценке генерального директора агрохолдинга «Степь» Андрея Недужко, в 2021 г. на импортную технику приходилось 60–65% рынка. Сейчас, по его словам, эта доля значительно ниже.
Задача по увеличению доли российской техники предусмотрена утвержденной в сентябре 2023 г. сводной стратегией развития обрабатывающей промышленности России до 2035 г. Согласно стратегии, в 2035 г. доля отечественной сельхозтехники на российском рынке должна увеличиться до 80% с 61% в 2022 г.
Приоритетной продукцией для сельхозмашиностроения в стратегии названы зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, колесные и гусеничные тракторы, прицепная и навесная техника. Согласно документу, выпуск зерноуборочных комбайнов в 2024 г. должен увеличиться с 4743 в 2022 г. до 6000 штук, в 2030 г. – до 9480, в 2035 г. – до 10 000. Производство тракторов должно увеличиться с 6195 штук в 2022 г. до 6400 в 2024 г., 10 170 в 2030 г. и 15 000 в 2035 г. Всего в 2024 г. предусмотрен выпуск 57 710 единиц приоритетной сельхозтехники, в 2030 г. – 73 110, в 2035 г. – 86 200.
Коммерческий директор технического холдинга «Эконива» Геннадий Непомнящий отмечает, что в 2023 г. российские производители существенно нарастили мощности производства и долю на рынке. К примеру, по таким позициям, как прицепы общего назначения, отечественные и белорусские производители полностью закрывают потребности внутреннего рынка, необходимости в их импортных аналогах больше нет, говорит он.
В агрохолдинге «Степь» на данный момент подавляющая часть сельхозтехники – отечественного производства, рассказывает Недужко. К импортозамещению стремятся и в группе компаний «Прогресс агро», рассказал ее гендиректор Леонид Рагозин. С начала 2023 г. более 30% всех тяжелых тракторов компании приходится на российских производителей, поделился он. Холдинг «Эконива» также адаптировался под запросы и возможности рынка, говорит Непомнящий. Компания, по его словам, заместила более 10% номенклатуры запчастей для ранее ввезенных импортных машин и агрегатов продукцией под собственным брендом «Агрознак».
С какими проблемами российские агрокомпании сталкиваются сейчас
В целом российский рынок сельхозтехники остается «достаточно импортозависимым» и находится в процессе замещения одних иностранных поставщиков другими, отмечает директор по стратегическому развитию Института развития предпринимательства и экономики Артур Гафаров.
После ухода западных брендов нишу «очень агрессивно» начали занимать китайские производители техники с более простыми машинами и менее качественными относительно западных, подтверждает слова Гафарова гендиректор ОПТИТЭК Татьяна Фадеева. Сегодня, по ее словам, до 90% ввозимых тракторов приходится именно на азиатских производителей. Фадеева отмечает, что многие китайские производители просто экспортируют свою продукцию, не обеспечивая необходимую поддержку поставок – послепродажное обслуживание и гарантийные обязательства.
Ушедшие из России западные бренды в свое время сформировали высокие требования аграриев к ключевым узлам сельскохозяйственной техники, отмечает представитель производящей спецтехнику компании UMG. Из-за разных климатических условий и требований к технике не все китайские модели могут подойти для российских потребителей, говорит он. Поэтому России важно развивать собственное производство сельхозтехники, подчеркивает собеседник.
Производители сельхозтехники из дружественных стран пока не могут закрыть потребности отечественных аграриев по всем направлениям, считает Непомнящий. В парке сельхозпроизводителей все еще остается много западной техники, которая требует обслуживания, новых запчастей, добавляет он. При этом серьезной проблемой, по мнению Непомнящего, является логистика: доставка запчастей стала либо невозможной, либо долгой и дорогой. По этой причине вопрос импортозамещения стоит особенно остро, констатирует он.
Но пока российские сельхозмашины далеко не всегда конкурентоспособны по сравнению с импортными аналогами, сетует Рагозин. Например, российский трактор RSM (выпускает «Ростсельмаш». – «Ведомости») начинает выходить из строя через 200–500 моточасов, причем поломки касаются ключевых агрегатов, сложных в ремонте, отмечает Рагозин. У импортного Buhler (от канадской Versatile. – «Ведомости») эти же агрегаты выходят из строя через 7000 моточасов, т. е. конкретно эта импортная техника в 35 раз более надежна, поясняет он. Пока российские предприятия только осваивают выпуск продукции, соответствующей по уровню западной, соглашается Фадеева.
Потенциал выпуска сельхозтехники в России
Российские предприятия могут существенно нарастить выпуск техники, но проблема не в объемах производства, а в ограниченной линейке продукции, считает Фадеева. Сейчас, по ее словам, в отрасли наблюдаются «достаточно высокая монополизация» и ограниченное предложение в каждом из сегментов.
Отечественные компании пока еще наращивают мощности для удовлетворения потребностей рынка, считает Недужко. В то же время есть много ниш, где они имеют все возможности реализовать свой потенциал в полной мере, например в производстве тракторов мощностью более 280 л. с., отмечает Непомнящий.
По мнению Непомнящего, дальнейшее развитие отрасли сельхозтехники будет зависеть от спроса и покупательской способности аграриев.
По данным ассоциации «Росспецмаш», в 2023 г. выпуск сельхозтехники увеличился в денежном выражении на 8% до 271,1 млрд руб., но из-за низкой доходности бизнеса аграриев поставки сельхозтехники а натуральном выражении по ряду наименований снизились. Например, выпуск тракторов сократился на 13% до 4591 штуки, а кормоуборочных комбайнов – на 7% до 278, плугов – на 14% до 2789, борон – на 22% до 3818, сеялок – на 21% до 4150 и т. д. По данным Росстата, в январе – апреле 2024 г. выпуск тракторов для сельского хозяйства снизился на 25,1% до 2400 штук, сеялок – на 30,2% до 3800.
Представитель Минпромторга сообщил, что министерство реализует комплекс мер господдержки, которые отечественные производители сельхозтехники могут использовать на всем жизненном цикле продукции. К ним относятся субсидирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), затрат на реинжиниринг на этапе разработки, программы Фонда развития промышленности и кластерная инвестиционная платформа на этапе инвестиционной поддержки новых проектов, программы стимулирования спроса на этапе реализации продукции.
Непомнящий отмечает, что основная поддержка со стороны государства должна оказываться аграриям. «Чем более предсказуемы и стабильны для сельхозтоваропроизводителей условия работы, тем больше они инвестируют в свое развитие, в том числе в обновление парка сельхозтехники», – поясняет он.
В последние годы значимую роль в обновлении машинно-тракторного парка аграриев играет Росагролизинг, который предлагает доступные и разнообразные инструменты поддержки, отмечает Непомнящий.
По оценке Фадеевой, в перспективе 5–10 лет основная доля в тракторном сегменте придется на российские машины, а также локализованные продукты. За это время, считает она, машины приблизятся по качеству и оснащенности к западным брендам. Если российские производители не будут уделять внимание повышению качества продукции, «реального импортозамещения не добиться», резюмировал Рагозин.