Отгрузки сельскохозяйственной техники в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились, но Краснокамский ремонтно-механический завод (КРМЗ) нацелен на расширение производства и увеличение экспорта. Об этом в интервью Argoreport рассказал директор КРМЗ Дмитрий Теплов. По его словам, на предприятии планируют расширять производственные площади, так как имеющихся уже не хватает.
— Дмитрий Викторович, производство сельхозтехники в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось. С чем это связано?
— Рынок сельхозтехники действительно стагнирует: и выпуск, и реализация сокращаются. Это коснулось и наших производственных сфер — выпуска навесных фронтальных погрузчиков и кормозаготовительных машин. Причина в том числе в снижении платежеспособности аграриев. Сельхозпредприятия приобретают технику тогда, когда остаются средства после затрат на удобрения, горюче-смазочные материалы, семена, обслуживание кредитов. А эта весна выдалась сложной: во многих регионах вымерзли первые посевы зерновых, их пришлось пересеивать, на это ушли дополнительные средства. На новую сельхозтехнику в итоге денег не осталось.
— У животноводческих хозяйств тоже уменьшился спрос на технику?
— Молочные фермы, которые не так зависят от погодных сюрпризов, чувствуют себя лучше. Они сеют только кормовые культуры, более стойкие к переменам погоды. Кроме того, в начале года отмечался рост цен на сырое молоко, что тоже позволило «молочникам» вкладываться в модернизацию оборудования. Все это говорит о том, что в России сегодня нужно развивать молочное и мясное животноводство, переводя его на современные технологические решения. Например, линейка техники KRMZ Innovation позволяет проводить заготовку кормов поэтапно, в сухие погодные окна, повышает качество молочного сырья и рентабельность молочных и мясных производств.
— Какова комплексная стратегия вашего предприятия?
— КРМЗ всегда развивался сам, помогая расти приоритетным отраслям российской экономики. Наша стратегия — не просто продажа оборудования, а распространение прогрессивной кормозаготовительной технологии, укрепление связей между аграриями, которые уже пользуются «Технологией КРМЗ: сенаж в линию». Будем и дальше двигаться в этом направлении.
Мы одними из первых в стране в начале 2000-х годов начали производить специализированные кормозаготовительные машины. Кормозаготовительную технику KRMZ Innovation и навесные фронтальные погрузчики Frontlift уже применяют аграрии из Казахстана, Белоруссии, Армении, Киргизии, Азербайджана. До пандемии КРМЗ экспортировал сельхозтехнику и в страны Восточной Европы — Болгарию и Венгрию. Сегодня мы планируем наращивать объем экспортных поставок в страны СНГ, создавая уже международное сообщество аграриев — пользователей нашей кормозаготовительной технологии.
— Планируете расширять производство?
— КРМЗ строит новые цеха, так как ни одного свободного квадратного метра на заводе уже не осталось, везде установлено оборудование. Мы также планируем покупку станков и новую компоновку технологических линий.
— Где планируете закупать новые станки?
— Выбор на рынке металлообрабатывающего оборудования сейчас достаточно большой. Мы изучаем на выставках китайское и индийское оборудование, которое становится все более конкурентоспособным, и часто это хорошее качество по доступным ценам. У нас в Пермском крае есть сборка металлообрабатывающего оборудования из Индии. Мы как металлообработчики тоже участвуем в цепочке кооперации — делаем кабинеты-кожухи для каркаса токарно-фрезерных и фрезерных станков с ЧПУ. Чертежи нам дают индийцы, и мы по этим 3D-моделям изготавливаем каркасы с помощью нашей технологии. Готовые станки работают не хуже тех, которые привозят из-за рубежа.
Российские станки мы тоже готовы рассматривать, но пока, честно говоря, мы просто мало о них знаем. В Пермском крае есть очень крупная компания — продавец китайских станков. Так что выбор большой. Что конкретно будем приобретать, пока не могу точно сказать, посмотрим.
— Государство должно как-то поддержать российских сельхозтоваропроизводителей?
— Перед государством сегодня стоят две важнейшие задачи. Первая — поиск новых рынков сбыта продукции российских аграриев в дружественных странах и стимулирование внедрения в АПК новых технологий. Вторая задача включает в том числе поддержку российских сельхозмашиностроителей, готовых поставлять аграриям технологии, способные увеличивать экономическую эффективность агропроизводств.
— Уже действует несколько госпрограмм поддержки АПК. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее эффективна?
— За 10 лет объем производства сельскохозяйственной техники на КРМЗ вырос в три раза. Во многом это заслуга правительственной программы «1432», по которой мы продаем аграриям большую часть этой техники. При этом в реализации программы мы отмечали и сложности. Например, во время пандемии выросли цены на металл. Из-за повышения стоимости базового сырья стоимость, например, нашей кормозаготовительной техники KRMZ Innovation увеличилась на 25–30%. С новым прайсом мы уже не могли участвовать в программе субсидирования «1432», поскольку не был предусмотрен рост цен от уровня заявленного в прошлом году. После доработок программа стала более гибкой.
— То есть теперь все вопросы совершенствования программы решены или осталось что-то еще?
— Сейчас есть вопросы к лимитам программы, к объемам финансирования. В этом году мы получили лишь треть от объема запрошенных субсидий и были вынуждены выбирать, какую именно технику будем продавать таким образом. Поскольку в приоритете у нас распространение кормозаготовительной «Технологии КРМЗ: сенаж в линию» и поддержка агрохозяйств, которые ее используют, по программе «1432» мы пока продаем только скоростные упаковщики рулонов Speedway 120 — базовую машину для этой технологии. Она оборачивает сформированные травяные рулоны в 6–8 слоев агрострейч-пленки и укладывает их в линию.
— Субсидиями на проведение НИОКР пользуетесь?
— Нет, не пользуемся. Субсидии на проведение НИОКР приводят к обязательствам по объему продаж готового оборудования. В сложных текущих экономических условиях, при такой волатильности, мы пока не готовы брать на себя подобные обязательства.
— С проблемой замещения импортных компонентов вы справились?
— Мы, как и большинство российских машиностроителей, сегодня уже решили задачи с замещением базы комплектующих — нашли российских поставщиков или компоненты из Китая. Но ситуация продолжает оставаться тревожной, потому что начали возникать сложности с оплатой: некоторые китайские банки перестали принимать оплату из России, опасаясь западных санкций. Этот вопрос скоро будут обсуждать на совещании Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пермском крае, поскольку он действительно острый и требует выработки совместных решений с китайскими партнерами.
— Есть ли у вас кадровые проблемы? Если да — как планируете их решать?
— Привлечение новых кадров всегда было в центре нашего внимания. На КРМЗ с 2014 года реализуют программы дуального обучения. Мы изучали опыт подготовки кадров для заводов BMW и компании DHL в Германии, где после окончания учебных заведений трудоустраивается до 95% выпускников. Основной наш партнер — Краснокамский политехнический техникум. Сначала специалисты предприятия прошли стажировку по наставничеству, затем совместно с сузом доработали учебный план. Студенты изучают лазерную резку металла, токарно-фрезерную обработку с ЧПУ, роботизированную сварку, основы системы менеджмента качества, бережливого производства. Теоретические занятия проходят на базе учебных заведений, практические — в мастерских суза с наставниками и на заводе. На практику отведено до 50% учебного времени, у выпускников через три года уже отработаны профессиональные навыки, пройдены все участки предприятия, они полноценные сотрудники завода.
Профориентация школьников тоже важна. Мы регулярно организуем экскурсии для ребят, показываем, как выглядят современные заводы, объясняем, какие специальности востребованы и почему. Также совместно с другими предприятиями Краснокамска мы проводим Дни карьеры: на них ученики 8–11-х классов смогут разобраться, как им построить траекторию обучения, чтобы стать востребованным профессионалом.
А для учеников 5–7-х классов КРМЗ совместно с пермским Союзом изобретателей регулярно проводит изобретательский хакатон — конкурс по решению инженерных задач. Ребят с инженерным талантом в дальнейшем мы сможем рекомендовать к поступлению в профильные высшие учебные заведения.