13.06.2024 18:27

Михаил Муллаянов: «Рынок импортной автомобильной и сельхозтехники в России активно перестраивается»

Рынок автомобилей в России восстановился в 2023 году после тяжелого 2022-го, когда иностранные производители покинули страну, вызвав дефицит иномарок. По данным “Автостата”, в прошлом году было продано более миллиона иностранных автомобилей — на 40% больше, чем годом ранее. В 2024 году продажи обещают быть еще выше, практически на полмиллиона. Однако рост рынка может затормозить повышение ключевой ставки и введение утильсбора, считает Михаил Муллаянов, член московской Торгово-промышленной палаты, предприниматель, построивший с нуля две крупные компании по поставкам импортных автомобилей и сельхозтехники из Японии, Китая и Южной Кореи. Поговорили с экспертом о том, что будет с автомобильным рынком в ближайшие пару лет, какие машины будут доступны покупателям и какие перспективы ожидают отечественный автопром.

— Михаил, долгое время рынок зарубежных автомобилей в России был стабилен и понятен — покупатели предпочитали технику проверенных производителей. Вы более 18 лет занимаетесь импортом машин, в том числе и сельскохозяйственного назначения. На ваш взгляд, как сейчас изменилась ситуация и какие есть прогнозы?

— Рынок импортной автомобильной и сельхозтехники в России сейчас активно перестраивается. Если в 2022 году после ухода иностранных компаний из России автодилеры держались за счет продаж завезенного ранее товара, то в 2023 году пришлось менять стратегию. Во-первых, объемы параллельного импорта автомобилей существенно выросли — с 11% в 2022 году до 12% в 2023 году. Это привело к увеличению предложения на рынке, но также вызвало опасения по поводу качества и гарантийного обслуживания таких автомобилей. К тому же, с апреля этого года ввоз автомобилей для физических лиц возможен только через российскую таможню с уплатой всех положенных платежей.

Во-вторых, эксперты прогнозируют подорожание импортных автомобилей в 2024 году в среднем на 20–40%. Это связано с ростом издержек, в том числе из-за изменений в таможенном законодательстве. Это может негативно сказаться на спросе.

— Вам в вашей карьере уже приходилось справляться с различными трудностями и колебаниями автомобильного рынка. Какими качествами должны обладать постоянные участники рынка, чтобы справиться с такими серьезными трансформациями?

— На сегодняшний день успешное ведение бизнеса требует адаптации к меняющимся условиям. Усиление конкуренции, изменения в законодательстве и рост цен создают серьезные вызовы для опытных игроков на автомобильном рынке. Для преодоления этих трудностей необходима не только гибкость, но и стратегическое мышление, инновационность и способность быстро реагировать на изменения. Постоянное отслеживание рыночных трендов и анализ данных позволяет предвидеть и эффективно реагировать на потенциальные проблемы. Только так можно сохранить устойчивость бизнеса и найти новые возможности для роста и развития в динамичной среде.

— Вы с 2005 года специализируетесь на машинах из Японии, с нуля построили на этом устойчивый бизнес с оборотом порядка двух миллиардов рублей в год. Имеете огромный опыт по взаимодействию с таможенными органами, органами власти в области регистрации транспортных средств. Однако что сейчас происходит на этом направлении импорта? Приходится ли менять стратегию?

— Действительно, много лет наша компания занимается поставками автомобилей из Японии. Начинали с продажи автозапчастей, в итоге дело превратилось в большой бизнес. Сейчас, конечно, продолжаем ввозить автомобили с пробегом из Японии с объемом двигателя менее 1900 кубических сантиметров, так как на все, что свыше, установлен запрет. Хочу отметить, что спрос на праворульные машины даже вырос из-за ограничений на многие западные марки. Но при этом необходимо прорабатывать и использовать альтернативные возможности.

Перспективные направления — Южная Корея и Китай, откуда есть возможность поставлять без особых ограничений транспортную технику. Китайские производители сейчас берут пальму первенства на автомобильном рынке. По прогнозам, они могут занять до 50% рынка новых автомобилей до конца года. Это создает дополнительное давление на традиционных импортеров. Уже известно, что китайцы запланировали продажу в России 1,2 миллиона автомобилей. Поэтому, конечно, есть смысл делать ставку на этот сегмент.

— Многие россияне считают китайские автомобили ненадежными. Вы ежемесячно ввозите порядка 200 автомобилей и спецтехники, в том числе и из Китая. Что показывает ваша личная практика, насколько справедливо недоверие к китайскому автопрому?

— Конечно, есть модели, которые могут иметь проблемы с качеством сборки и долговечностью — так бывает с любым товаром с нового рынка. Именно поэтому очень важна работа с надежными и проверенными поставщиками. Это влияет на расходы, у всех разные цены, конечно, это влияет на конечную стоимость для клиента. Кроме того, от поставщика зависят сроки доставки, к примеру, как быстро он договорится о транспортировке на судне до Владивостока и наземным транспортом с аукциона до порта отправки, когда поставят в очередь и так далее. Также важна материальная ответственность. Что касается, надежности китайской техники, то их качество существенно улучшилось за последние несколько лет, так что сомнения по поводу их долговечности сейчас считаю напрасными.

— Помимо поставок иностранного автомобильного транспорта, вы наладили ввоз техники для сельского хозяйства, которая положительно сказалась на продуктивности сектора. На Ваш взгляд, каким образом отечественные производители могут стать такими же популярными у фермеров, как импортные? Чего не хватает российским тракторам?

— Российским тракторам часто не хватает надежных двигателей, что приводит к необходимости импорта техники. По этой причине наша компания долгое время поставляла тракторы, средние и большие грузовики из Японии. Они были очень популярны среди фермеров, поскольку это надежная, универсальная и относительно недорогая техника, способная существенно упростить их работу. Часто импортные тракторы оснащены современными технологиями и электроникой, что делает работу с ними более удобной. К сожалению, сейчас на ввоз многих видов импортной техники наложены ограничения. Но это большой шанс для отечественных производителей занять освободившуюся нишу. Для этого необходимо улучшить качество двигателей и других ключевых компонентов. Немаловажно развитие технологий и инноваций в производстве сельскохозяйственной техники. Все это может помочь российским производителям стать более конкурентоспособными и популярными среди фермеров.

— А если говорить о легковых автомобилях? Каковы перспективы у российского автопрома в текущей ситуации?

— Сейчас складывается наилучшая ситуация для отечественных производителей автомобилей, опять же потому, что освободилась существенная доля рынка. К концу года ожидается, что будет продано до 1,5 миллиона штук, что на 40–45% больше, чем в 2023 году. Это свидетельствует о восстановительном росте после значительного спада в предыдущие годы. Около трети рынка займут такие отечественные марки, как LADA и УАЗ. Планируется также выпуск новых моделей. Таким образом, сложности и вызовы, с которыми столкнулась отрасль, стали стимулом для развития российского автопрома.

— Помимо ввоза техники и автомобилей вы смогли организовать ремонтный сервис. Как ваша экспертиза в механике и знание машин помогли в создании успешного сервиса? Каким образом ваш опыт и образование способствовали его развитию?

— Мой интерес к механике, автомобилям идут с самого детства. Понимание технических аспектов разных видов машин стали ключевыми для развития нашего ремонтного сервиса. Мое образование в «Российском Университете Транспорта» также дало мне прочную базу знаний в области технического обслуживания и ремонта транспорта, что позволило организовать качественный сервис, улучшить процессы.

— Возвращаясь к теме нашего разговора, Михаил, какие автомобили будут доступны покупателям, и на что обратить внимание автотрейдерам при формировании ассортимента?

— Поставка импортных автомобилей сейчас стала значительно дороже. В связи с тем, что таможенные тарифы и утилизационный увеличились, многие марки просто невыгодно ввозить. И это еще одна причина, по которой сейчас среди импортных брендов стоит обратить внимание на китайские марки. Ожидается высокий спрос на кроссоверы и внедорожники от китайских брендов, например Chery Tiggo 4 Pro и Tiggo 8 Pro. Также можно рассмотреть варианты компактных и экономичных автомобилях для городской эксплуатации, или же электромобили и гибридные модели, которые становятся все более популярными. Таким образом, автотрейдерам необходимо адаптировать свой ассортимент к изменившимся реалиям российского автомобильного рынка, сделав акцент на доступных и востребованных моделях.